19 февраля 2012 г.
Александр Митенёв:
Престиж и имя России – это имя Культуры!

На прошлой неделе я был необычно увлечен мыслями двух людей: Ирины Дмитриевны Прохоровой и, в особенности, Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова. Если о И.Д. Прохоровой сейчас гудит Рунет в связи с её недавней дискуссией с Никитой Михалковым, то Р.Г. Абдулатипов давно известен своей политической и общественной деятельностью.

Хочу обратить и Ваше внимание на мысли этих замечательных людей!

Они говорят о самом главном – о спасительной для России роли Культуры и духовности. И говорят так горячо, что весьма “затертые” тезисы звучат свежо и без сопротивления воспринимаются.

Особенно полезно прочесть и обдумать их речи людям, в чьи обязанности входит управление т.н. “отрасли культуры” и “человеческими ресурсами” (по выражению министров культуры РФ Авдеева и министра образования Фурсенко, соответственно). То есть директорам учреждений культуры, начальникам гатчинских комитетов: по культуре, молодёжной политики, образования, экономики.

Очень надеюсь, что моё краткое введение и, главным образом, мысли моих сегодняшних героев не станут “сетевым шумом” и разговором с самими собой. И в Гатчине найдутся люди, способные понять, а главное - сердцем согласиться с ними.

__________________

Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

Ректор московского государственного университета Культуры и Искусств. Специалист в области национальных отношений. Президент Федерации клубов ЮНЕСКО России. Автор более 20 книг, в т. к. «Природа и парадоксы национального сознания», «Личность нации общества», четырехтомника по истории российского федерализма.

Сегодня у нас знаменательное событие. На канале «Культура» - лекция о Культуре. Есть очень много известных культурологов, деятелей культуры – людей, которые, наверное, в большей степени, чем я, заслужили выступать с такой лекцией. Но я, наверное, как и вы, - человек, который находится в процессе познания феномена Культуры, поисках сути Культуры, модели развития современной Культуры, перспектив развития Культуры, влияния Культуры на экономику, на политику… И очень конечно важно в современных условиях говорить о методологии Культуры. То есть: на основе каких идей, каких принципов мы должны анализировать Культуру, чтобы понять сущность Культуры. Потому-что нынешний этап в нашей стране во многом обусловлен тем, что мы потеряли методологию исследования, особенно в гуманитарных науках. Потому что марксистко-ленинской методология «Исторический диалектический материализм» как бы ушла, а новой методологии, нового мировоззрения еще нет.

В статье №27 Всеобщей декларации прав человека говорится, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни. Эти права закреплены и в действующей Конституции Российской Федерации. В уставе ООН сказано следующее: «…для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространения Культуры и образования среди всех людей».

Я обращаю Ваше внимание: не для того чтобы получить работу и не только для того, чтобы заработать, а для поддержания человеческого достоинства. Вот что такое Культура и образование по большому счету.
В Марксизме было такое жесткое разделение: надстройка и базис. Т.е. материальная Культура является базисом, а духовная Культура является надстройкой. На сам же деле все настолько взаимосвязано и взаимообусловлено друг с другом, что говорить четко - где надстройка, а где базис - очень трудно. Во многих жизненных ситуациях развития самого общества Культура может носить базисное значения в развитии человека и общества. И надо иметь это в виду, когда мы будем говорить о влиянии Культуры на экономическое развитие, о влиянии Культуры на технологии, на информационную систему. И, следовательно, Культура, её ресурсы существенным образом влияют: на экономику страны, на социальные отношения, на политическую жизнь в стране. Если не основополагающее, то определяющее значение это имеет.

И этот момент очень важно для себя отметить: как материальная Культура, так и духовная Культура. Потому что материальная Культура - это создание условий для максимального развития личности и удовлетворения ее потребностей по всем направлениям ее общественной жизни. Это и жилище, и пища, и одежда, и еще кое-что. Но вместе с тем есть и духовная Культура - это ценности, идеалы, смыслы... Они должны гармонично развиваться.

У Маркса есть закон возрастания потребностей. И Маркс пишет по этому поводу: каждая удовлетворенная потребность формирует новую потребность. В материальной жизни вы это чувствуете прекрасно. А насколько вы это чувствуете в духовной жизни, в Культуре. Каждая ли неудовлетворенная потребность побуждает к другой духовной потребности? А что делать с теми, кто вообще не приобщается ко многим ценностям Культуры. Откуда это появится в нем? Если человек не приобщается: если человек не ходит в музей, не посещает театр и т.д.

Поэтому очень важно сочетание материального и духовного. И я хочу вам привести одну цитату и просьба задуматься над смыслом слов, которые сказал великий профессор Бердяев: «не в политике и не в экономике, а в Культуре осуществляются цели общества. В Культуре нет пренебрежительного отношения к могилам отцом. Вся человеческая Культура – есть цепь последовательных открытий человека».

Вот, что такое Культура. Культура прежде всего в самом человеке. Он является и главным субъектом, и главным объектом Культуры. А насколько активно человек включается в культурный процесс сегодня очень тяжело сказать. Потому что сегодня все доставляется человеку «на дом», а чем он занимается дома мы не можем разобраться. Тот же самый студент, который скачивает с интернета, ходит в наушниках. Мы не знаем - что он слушает. Но он слушает то, что ему нравится. А что ему нравится? То, к чему его приобщили. А к чему его приобщали эти годы?
То есть все здесь взаимосвязано друг с другом и каждый народ, каждая цивилизация искали свои возможности влияния на общество, влияния на человека и т.д. Особенно, когда говорят о молодых людях: «не та пошла молодежь». Эта любимая фраза… Говорят, что, когда проводились раскопки Древней Греции, нашли дощечку, на которой было написано «Не та пошла молодежь». Но вместе с тем молодежь должна быть приобщена к обществу, к Культуре, к политике.

Вот, я часто говорю аудитории: «Это и есть общество, это и есть будущее правительство, это и есть будущее министерство Культуры. Другие люди не придут в нашу страну. Как мы к этому готовимся?». Это очень важно.

Может быть по телевизору не надо говорить об этом, но в Древней Греции людей делили на две категории. В первой категории те граждане, которые активно занимались обществом, Культурой. Их называли «политикос». И вторая категория, которая не интересовалась этим, а жила тем, что наслаждалась, в лучшем случае ходила на Олимпийские игры. Эта категория называлась (и в оскорбление никому) – «идиотикос».

Так как мы хот быть в нынешней ситуации, когда вам предоставлены достаточно большие возможности. Поэтому очень коротко мы должны познакомиться с законами развития Культуры и культурных процессов.
Первый закон – это закон стадиальной неравномерности культурных процессов. Т.е. от каждой стадии развития к другому уровню, когда накапливается определенный пласт Культуры и формирует этап для развития новой Культуры, нового уровня этой Культуры. Как идет развития по стадиям человеческое общество, так и идет по стадиям развитие человеческой Культуры.

Следующий закон – закон динамики Культуры. Это прерывность и непрерывность развития Культуры. Очень хорошо по этому поводу сказано у Питирима Сорокина. В отличие от многих других ученых, которые занимались этими проблемами, у него даже книга названа «Социальная и культурная динамика». Большая книга, около 800 страниц. Это выдающийся русский ученый, основоположник мировой Социологии, который в 22-м году был отправлен на корабле философов из страны. Это человек, который фундаментально изучал динамику развития и типологию самой Культуры.

И самое главное – каждому историческому этапу соответствует определенный тип Культуры. Это тоже общая закономерность. Я говорю о закономерностях, которые проявляются в целом - на уровне развития всего человечества.

Следующий закон – это закон преемственности
развития Культуры. Культура - это исторический опыт согласованного бытия многих поколения людей и социумов. Если какое-то поколение отдыхает, не занимаясь образованием и Культурой, следовательно, определенный этап развития данного народа, данной страны может просто выпасть. Следовательно, данный народ, данная страна отстает от динамики развития социальной жизни, экономики и Культуры. Просто так ничего не происходит. Все это взаимосвязано друг с другом: Культура, экономика, политика, социальная жизнь.

И следующий закон – закон взаимодействия и сотворчества различных культур. Есть любители говорить, что есть нищие и высшие Культуры. Такие оценки невозможны в самой Культуре. В Культуре такого не бывает. Ни одна Культура не самодостаточна. Ни одна Культура не возникает в полной изоляции от остального человечества. Вы можете найти следы различных Культур в различных регионах.

Вот, в Таджикистане провели крупнейшие раскопки. И в Дагестане проведены раскопки. И оказалось, что образцы Культур и там, и там примерно одинаковые, хотя между ними несколько тысяч километров. Значит, мир был всегда взаимосвязан и, следовательно, одна Культура служила развитию другой Культуры. Поэтому нет большей глупости, чем противопоставлять Культуры. И, следовательно, – противопоставлять народы тоже.

Следующий закон – это закон возвышения и возрастания роли Культуры в историческом процессе. Почему? Потому что жизнь усложняется. Она становится многомерной, богатой. Значит новые направления развития, новая техника, технологи и т.д. Следовательно, нужен качественно новый уровень Культуры, чтобы обслуживать этот процесс. Чтобы возбудить качественно новый уровень развития этих процессов в самом обществе. Таким образом, познание законов развития Культуры позволяет нам глубоко исследовать Культуру и всемирную, и каждого народа. И даже каждого региона (т.н. субкультуры).

Также и у русского народа, будучи единым народом с единым языком, с общей историей, вы увидите различные субкультуры. В Красноярском крае и Краснодарском крае тысячи моментов, которые различают русскую Культуру. Следовательна самобытность многих культур других народов, которые имеет коллективный опыт социального бытия обустройства своей жизни.

И следующее, что нам необходимо при исследовании Культуры знать и учитывать, - это принципы исследования Культуры. Такие принципы как:
- Принцип историзма. То есть объективный непредвзятый анализ феномена Культуры исходя из конкретной исторической ситуации. Надо ли обязательно разбирать памятники, которые были поставлены при царе таком-то, генеральном секретаре таком-то? А почему это не оставить как след, как отражалось какова была Культура того периода. Надо ли оценивать памятник Культуры по его размеру? Церетели поставил памятник большого Петра?! Петр вообще был большой. Петр Великий. И не в размерах же эстетика оценки того или иного памятника или ценности Культуры и т.д. Поэтому очень важно не подгонять «под себя» Культуру того или иного периода, а осмысливать таковой, каковой была эта Культура на том или ином этапе. А любителей очень много... Сами сегодня не развивают Культуру, а оценивают: «…это плохо сделал - это хорошо сделал, это правильно – это не правильно и т.д.». Не будучи творцом, легче всего быть судьёй.

- Принцип принятия. Надо принимать культурные достижения и ценности таковыми, каковыми они были созданы на том или другом историческом этапе. Помните, у Спинозы сказано: «… не проклинать, не осмеивать, а понимать». Пласты Культуры сложнейших периодов нашей истории (и мировой, и отечественной) Культуры. То есть анализировать так, каковыми они были. Поэтому следующий принцип – это…

- Принцип развития. Прослеживание динамики качественных изменений различных типов Культуры. Потому что посчитать, на цифрах изобразить достижения духовной культуры крайне тяжело. Вот когда я занимаюсь ресурсами российской Культуры для того чтобы они были бы приемлемы для следующего этапа развития нашего общества, фактически трудно найти по каким критериям оценивать эти ресурсы. Невозможно потому что оценка эстетическая. Хотя есть современные математические социологические способы, но они не всегда приемлемы для оценки самой Культуры. И следующий момент – это…

- Принцип целостности, предостерегающий от субъективизма при изучении Культуры, которая обладает очень сложной внутренней структурой. Мы как оцениваем: «…Культура этого народа “не такая”, вот наша – “такая”…». Наша «такая» потому что она близка нам. Что такое народ, нация? Это комплементарная общность. Почему комплементарная? Потому что мы с вами говорим на одном языке, у нас одна история и каждое слово, которое я говорю про свой народ, это наше общее достояние – мы делаем друг другу комплименты. И, следовательно, в этих комплиментах мы иногда впадаем в такие крайности, что мы начинаем противопоставлять другой Культуре другой нации, не понимая.

Вот я был на конференции ЮНЕСКО, который проводился по межрелигиозному диалогу. Там было всего 26 человек из разных стран и по каждой теме назначались по два докладчика. Моим напарником оказался православный митрополит ливанский Джордж Хорд. И мы с ним обменивались нашими выступлениями. И мне очень понравилось, что было написано в его тексте выступления. Он сказал, что различные религии без конца пытаются навязать свою религию вместо того, чтобы понять религию другого. То же самое касается и Культуры. И, следовательно, очень важен следующий принцип…

- Принцип диалогизма. В современном полицентрическом мире должен происходить диалог культур, религий и цивилизаций. Без такого общего понимания будет очень тяжело глобальному человеку. А сегодня какова судьба глобального человека? Я об этом говорю в книге, которая вышла в 2007 году и называется «Воля к смерти». О кризисе глобального человека. И там говорится один из выводов. Родился человек, оторванный от родовых корней, от традиционной Культуры. Родился человек, которому ни перед кем не стыдно. А что такое человек, если у него нет стыда и совести! Помните, Гитлер говорил своим солдатам: «Я освобождаю вас от этой болезни, которая называется совестью»? Освободил и сколько они поубивали? 50-60 миллионов человек было уничтожено. Вот что такое Культура, вот что такое нравственность, вот что такое религия, в том числе как духовность…

А разве тот же Гитлер не использовал религию в своих целях?! Разве не устраивали различные крестовые походы или наоборот?! То есть человек не должен быть заложником. Человеку и в обществе, и в Культуре, в современном мире, если мы хотим жить в современном мире, важен совместный поиск Истины, совместный поиск Добра, совместный поиск Красоты, совместный поиск Любви.

Вся философия творчества Толстого Льва Николаевича сводится к Любви. Это основополагающий текст для любой мировой религии. Поэтому и в Культуре тоже это. Поэтому очень важно в современных условиях использовать весь этот потенциал. Потому что, еще раз повторяю: Культура, экономика, политика, социальная жизнь - в человеческой деятельности взаимосвязаны.

Человек - не абстракция, присущая отдельному индивиду, а есть совокупность общественных отношений - пишет Маркс в тезисах о Фейербахе (это я просто как старый коммунист вспомнил). А на самом деле это правильно. То есть человек становится личностью, если он полностью внедрен во все структуры общества, если он воспроизводит и воспринимает их. И отсюда следующая постановка вопроса нашей лекции – это…

Динамика экономических, политических и культурных процессов. Как скорости этих процессов взаимодействуют друг с другом. Если экономика уходит далеко, оставляя Культуру позади, экономика не будет иметь благополучия. Помните, я с самого начала говорил, что Культура - есть свет. Культура должна освещать дорогу экономике и политике. Если нет, то экономика и политика будут попадать в потемки. Значит, будет оборачиваться против человека. Вот почему, переходя к демократической рыночной системе, мы не почувствовали себя более благополучными, чем были, хотя должны были почувствовать. Увы, все это делалось с большими надеждами. Я помню как мы спорили, составляя новую конституцию России, говоря о свободе, о правах личности, о плюрализме мнений, идеологии... Потому очень важно, чтобы скорости эти были скоординированы, чтобы они совпадали в социальном бытии людей и социумов и чтобы культурная среда инициировала эффективную экономику. Чтобы Культура работала на экономику, а экономика работала на Культуру.

А у нас как: к сожалению, министры культуры, экономики и финансов определяют будущее российской Культуры. И, следовательна роль самой Культуры. Хотя за последние годы финансирование Культуры с 2000 г, после тока как пришел Владимир Путин, возросло в 8 раз. Но оно составляет менее 1% нашего национального дохода. И министр культуры Авдеев говорит: «если мы хотим нормального уровня развития Культуры и предоставления услуг Культуры для населения, мы должны иметь не менее 2%».

А каков образ культурного человека в нашей стране, интеллигента или работника Культуры? Образ такой – это беспомощный человек, который все время просит чего-то. Хотя этот человек талантливый, человек, который выше многих других. То есть от этого тоже надо освобождать и ресурсы Культуры и экономики должны взаимодействовать друг с другом. Как было при жестких реформах Петра. Петр Первый фактически придал определяющее значение Культуре и образованию. С Петра начинается Академия Наук, с Петра начинается Ломоносов и т.д.

И другой пример – золотой XIX век при Николае I, когда он наоборот начал говорить. Помните его слова в адрес Чаадаева: «нам нужны не гении, а верноподданные». Чисто чиновничье отношение. И второе. Когда после философских писем Чаадаева Высочайшим повелением царя решено было считать его сумасшедшим.

То есть до сих пор многих выдающихся деятелей Культуры воспринимают как людей, которые как бы мешают нормальному развитию. А на самом деле это люди, которые, просвещают и освещают дорогу к новому. Тем более в России редко когда была нормальная политика. К величайшему сожалению. Соответствующая русским и другим народам. Редко когда был благополучная экономика.

Престиж и имя России – это имя Культуры! Деятелей Культуры и науки, величайших философов и мыслителей. Вот где престиж самой России! И лицо самой России. Поэтому реализация потенциала культуры имеет для нас общенациональное значение.

Тем более в русской Культуре, как пишет Лихачев, идея красоты и духовности, вечное стремление служить добру, красоте и справедливости – в основе русской Культуры. А пламя свечи, как отмечает Лихачев, - его символ. “Лишь бы свеча не погасла” - принцип русской духовности.

И это очень важно, потому что духовность сохраняет не только Культуру, язык и традиции, а сохраняет, как пишет Лихачев, целостность русской земли. России. Вот это фактор Культуры в жизни общества.

Я еще раз хочу сказать, что не только у великих философов, но и у величайших деятелей Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Тютчева, Волошина, Ахматовой, Достоевского, Тургенева, Толстого - творчество пронизано философским смыслом, вечным поиском смысла жизни.

Почему мы увлекались величайшими произведениями эти людей? Потому что мы вместе с ними в этих произведениях искали смысл собственной жизни, какими нам быть. И, если сегодня молодой человек не приобщается, а более того, в Доме Книги продается сжатый вариант «Войны и мира» на 50 страницах… Казалось бы, чего Лев Николаевич так трудился 8 раз переписывал «Войну и Мир»? Жена ему помогала. Зачем, когда надо было создать фабрику по производству современных книжек. Как делают наши женщин писательницы особенно. Они на кухне устанавливают машину и вместе с домработницами ежемесячно выпускают новую книжку… И вы эту книжку берете когда заходите в метро и выбрасываете, когда выходите из метро. Попробуйте так сделать по отношению к Достоевскому, Толстому! Или фильмы, в которых величайшие талантливейшие актеры были: Леонов, Папанов, Миронов (вы можете очень долго перечислять…), Джигарханян... Понимаете, ведь это же люди, которые воплощали многие наши идеалы!

Я учился в Ленинградском университете и специально ездил в театр Маяковского, чтобы посмотреть «Беседы с Сократом», где играл Джигарханян. И после этого приезжал в Ленинград и ходил в ленинградский большой драматический театр, чтобы там тоже посмотреть «Беседы с Сократом», где в главной роли был Товстоногов. Кто из вас делал такие культурные опыты? Я думаю, что многие из вас будут это делать, если даже и не делали, потому что мы живем один раз, и нам дается познать нашу действительность, нашу Культуру, смысл нашего бытия.

Я часто спрашиваю у студентов: «Скажите пожалуйста, вот мы говорим “обслуживание тела”. Если дух уходит из тела – во что превращается тело?». В труп. Так зачем нам ходить по миру живыми трупами, которые, как говорил Расул Гамзатов, «давно умерли, забыли похоронить»! И надо ли так жить?! Когда совершенно другие возможности есть, если силу и свободу воли приложить. К собственной душе, прежде всего.

Поэтому еще один вывод, который делает один из исследователей Культуры Арнольдов: «Культура всегда и при всех обстоятельствах остается фундаментальной основой общественного развития, одним из эффективных средств формирования и становления человека». И тут же слова современного идеолога, который определяет многие направления, Владислава Суркова: «Необходимо осуществить новую проекцию русской культуры на предстоящую историю». То есть Культура - это не только прошлое, но и наше воспроизводство сегодня и то, что мы наследуем дальше. Что мы сможем передать. И будущее страны зависит во многом от этого.

Современная Россия нуждается в Культуре, ориентированной на экономику и экономике, ориентированной на Культуру, если мы думаем о наших гражданах.

«Миссия Культуры - вести человека к светлому будущему» - подчеркивал Сергей Прокофьев. Именно Культура призвана просветлять путь к будущему, идя впереди политики и экономики. Культура созидает и творит человека, который создает законы, политику и экономику страны. То есть опять мы возвращаемся к самому человеку.

Поэтому мы говорим о необходимости перехода к новой цивилизационной парадигме, где не деньги, а Культура и нравственность, основанные на идеалах Истины, будут определять качество и смысл жизни людей. Человек, который теряет свои идеалы, ориентации традиционного опыта социального бытия, теряет смысл жизни. Нынешний отчужденный человек может постепенно стать человеком бунтующим.

Почему в некоторых регионах люди уходят в леса? Он ищет. Ну, может кто-то ищет деньги, но не все. Человек ищет смысл своей жизни, а если мы (общество, государство, люди) не оказываемся рядом, он ищет по своему – около него оказываются другие люди.

Вот, часто меня спрашивают: «Почему не занимаемся национальной политикой, налаживанием межнациональных отношений и т.д. или культурой, или молодежью плохо занимаемся?». Если мы не занимаемся этим, этим обязательно займутся другие. И уже не во благо общества и государства, а против. Потому что такие люди тоже есть.

Пренебрежение Культурой оборачивается антикультурой. Пренебрежение духовностью – бездуховностью. Пренебрежение Истиной – ложью. Пренебрежение Добром – злом. Любовью – ненавистью.

И, следовательно, меняется парадигма развития самого человека. Когда мужчина перестает быть мужчиной, когда женщина перестает быть женщиной, отец - отцом, ребенок перестает быть ребенком. Следовательно, тысячелетний опыт выстраивания социального порядка разрушается, разрушается сущность самого человека.

Дело не в том кто имеет право на что. Мы люди все, все мы хотим и кушать, и наслаждаться. Но где эти грани, чтобы не разрушить свою суть человеческую? И об этом идет речь. Человек, отчужденный от Культуры и от морали становится разрушителем преступником и т.д. А это оборачивается против нас. Или в подъезде, или на учебе и т.д.

Поэтому Культура исторически выступает как способ поддержания традиционной устойчивости и перспектив. «Передача социального опыта – это и есть процесс воспроизводства Культуры в следующих поколениях» - говорит профессор Флиер.

И в XXI веке мы вынуждены сталкиваться с новыми вызовами - вызовами безнравственности, бездуховности, пошлости и т.д. И когда круглые сутки почему-то подпитывают этим…

Культура и духовность спасали Россию даже когда власть их разрушала. Культура создает государство, а не государство создает Культуру. Исторически. Это тоже очень важно заметить. И эффект низкой Культуры рабочих, менеджеров, ученых, молодежи т.д. приводит к ущербу культурного развития нашего отечества. И, следовательно, происходит дегуманизация политика и дегуманизация экономики. Опять из-за дефицита Культуры.

В России имеет место (да и не только в России, наверное) феномен оторванности смыслов развития искусства и Культуры от этики и социальной практики. Именно в силу этого величайшие достижения искусства часто не становятся социально-культурным бытием для людей. Люди искусства и Культуры не всегда совпадают по уровню своего сочетания. Сочетания в людях высокого таланта и соответствующих человеческих качеств - общей культуре миропонимания. Таких, какие были у Лихачева, которые были у Расула Гамзатова, у Иосифа Кобзона, Леонова, Ефремова, Никулина, Фрейндлих, Папанова, Крючковой и т.д.

Таким образом, однобокое развитие экономики, как сегодня это происходит, или однобокая идеологизация Культуры, как это происходило вчера, не приносит успеха обществу, не приносит устойчивости государству, не приносит чувства ответственности и смысла жизни для граждан. Прежде всего, это приносит духовная Культура, которая дает человеку смысл жизни. Поэтому главный тезис для тех, кто занят поиском национальной идеи для России - не очередная идеология должна стать национальной идеей России, а Культура должна быть как идеология, как национальная идея развития России в XXI веке. И тогда у меня будет спокойная старость, а у вас будет благополучная жизнь. Чего я вам и желаю.

Спасибо!








Если Вам понравилась эта статья, расскажите о ней друзьям!




  • Комментарии

  •   Добавить комментарий

  • В блогах
  • Стимул

    Не одолжив косарь до получки, усталый рабочий собрал полный кулак монет и вошёл в рюмочную.
  • История и краеведение
  • Иллюстрации

  • Аудиозаписи

  • Полезная информация
  • Друзья
    Гатчина Домашняя
  • gols.com.ua
    gols.com.ua

    © Гатчинский гуманитарный портал 2002 - гг.